Top.Mail.Ru

В своей ФотоТеории мне хотелось бы говорить о фотографии, как о искусстве. Я всегда склонялась к тому, что ценить нужно каждый кадр, и, следовательно, подходить к нему с головой. Возможно, на это повлияла моя учеба, точнее практика съёмки на плёночный мануальный фотоаппарат с последующей самостоятельной проявкой плёнки и печатью фотографий.

Тогда у нас на каждое практическое задание было ограниченное количество кадров (в основном, 12), поэтому всё подряд снимать не удавалось. Но и вкладывать какой-то большой смысл в снимок тоже не приходилось в силу своего возраста. Затем шёл этап самостоятельной проявки плёнки — а это тот ещё челлендж. Плёнку наматывали на катушку проявочного бачка в АБСОЛЮТНОЙ темноте, и был в этом действии один очень важный момент: плёнка при намотке на катушку могла склеиться в каком-то месте, и в итоге после проявки можно было получить просто белое пятно вместо снимка. Ну, а дальше любимое всеми и вполне романтичное действие — печать снимков при красном фонаре (да-да, как в кино). Количество бумаги тоже ограничено, поэтому надо было на маленьких пробничках подобрать точное время экспонирования. 

В общем, чтобы получить свой заветный снимок, необходимо было проделать нелегкий и не однодневный путь. Цена каждого кадра была на вес золота. Захотелось бы после этого снимать просто листик клёна на асфальте?

В книге Л. П. Дыко «Основы композиции в фотографии» интересно описано то, как фотограф должен подходить к снимку: он должен относиться к нему, как художник к своему полотну. Приведу прямую цитату:

«Фотограф, как и художник-живописец, не копируют действительность, а творит её по законам своего искусства. Это рассуждение ведёт к следующему выводу: прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора фотоаппарата („щелкнуть затвором“), необходимо проделать серьёзную работу по организации материала на картинной плоскости, по созданию чёткой конструкции снимка. Рождение выразительного кадра происходит не в краткое мгновение экспонирования светочувствительного материала, оно начинается задолго до того, как будет произведен спуск затвора фотоаппарата. … До момента экспозиции сделано многое. Главное — возникла идея произведения, задумана тема, найден сюжет.»

Кстати, из этого выводится простая формула художественно ценного снимка: тема-сюжет-съёмка. Эта формула, как и представление о снимке, как о фотокартине, удержит фотографа от спешной съёмки случайных кадров.

А что в этом плохого рассмотрим в следующей публикации.

Фотошкола