Top.Mail.Ru

Для фотографа свет — главный инструмент. Собственно, им мы «пишем», «рисуем» наши фотокартины. Это очевидно, но зачастую начинающие фотографы не обращают внимание на некоторые нюансы. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Но для начала разберёмся, что же такое свет и как с его помощью получается фотография.

Свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. Его лучи имеют свойство отражаться от разных поверхностей. Именно на нём и построен принцип работы зеркального фотоаппарата и проекция изображения на светочувствительный элемент (плёнку или матрицу). То есть фотография — это зафиксированная проекция отраженных от объекта съёмки лучей света.

Понимание того, как лучи поведут себя в тех или иных условиях, играет важную роль в художественности фотографии. Ведь для шикарного кадра недостаточно только хорошей освещённости. Фотографы к свету должны быть внимательны, они должны его видеть, как бы это странно ни звучало, и уметь его «заарканить». То есть поймать и правильно использовать.

Если говорить об искусственном освещение, то тут всё понятно — оно у нас в руках, и мы можем им руководить и ставить его так, как нам необходимо. А вот естественное освещение надо видеть, точнее, уметь замечать его нюансы, свето-теневые рисунки, и использовать их.

Так как же это сделать и для чего?

Передача фактуры

Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе

Это очень хорошо просматривается в снимках архитектуры с декоративными элементами. Для передачи рельефа, например, лепнины, необходим боковой свет. Идеальное время съёмки для этого — до обеда или после, когда Солнце не в зените, светит немного сбоку и даёт длинные тени.

Сюжет снимка

Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе

Такие решения очень выгодны в чёрно-белой фотографии — они создают графичность. И для этого в первую очередь нужна наша наблюдательность. Заметить интересный свето-теневой рисунок в окружающей нас среде, создать с его помощью сюжет и вовремя сфотографировать — вот, что необходимо сделать. Почему делается акцент на «вовремя»? Солнечным лучам свойственно менять своё направление относительно объекта съёмки из-за вращения Земли — и через пять минут мы можем получить совсем другой рисунок света.

Акцент

Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе

Луч света может падать на предмет, освещая его и выделяя от общего плана. Например, как на этом снимке солнечный луч освещает дерево на фоне грозового неба, создавая контраст. Такое «локальное» освещение можно наблюдать летом перед грозой.

Решающий момент

Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе

Горный пейзаж прекрасен сам по себе. И, казалось бы, можно не заморачиваться с его съёмкой. Но так ли это? Альпийские луга со световыми пятнами не выглядят ли интереснее лугов с ровной освещённостью? Если хочется добавить именно такую «изюминку» в горный пейзаж, нужно снимать в определенных условиях (переменная облачность) и поймать нужные световые пятна на лугах.

Луч света может падать на предмет, освещая его и выделяя от общего плана. Например, как на этом снимке солнечный луч освещает дерево на фоне грозового неба, создавая контраст. Такое «локальное» освещение можно наблюдать летом перед грозой.

Я представила немного примеров, но по ним можно понять, в каком направлении двигаться. Резюмируя скажу ещё раз, что основная задача фотографа для захватывающих снимков — это умение видеть свет и работать с ним. Смотрите вокруг себя, замечайте интересные свето-теневые рисунки. Если не удаётся сразу снять сюжет с необходимой освещённостью, то запомните время, когда свет падал именно так, и прийдите в другой день. Не ленитесь снимать на рассвете: только предрассветный свет имеет такие нежные оттенки, а боковые лучи восходящего Солнца — длинные тени, подчёркивающие рельеф. 

Задайтесь целью видеть свет — и вас это захватит.

Фотошкола