Для фотографа свет — главный инструмент. Собственно, им мы «пишем», «рисуем» наши фотокартины. Это очевидно, но зачастую начинающие фотографы не обращают внимание на некоторые нюансы. Рассмотрим их подробнее в этой статье. Но для начала разберёмся, что же такое свет и как с его помощью получается фотография.
Свет — это электромагнитное излучение, воспринимаемое человеческим глазом. Его лучи имеют свойство отражаться от разных поверхностей. Именно на нём и построен принцип работы зеркального фотоаппарата и проекция изображения на светочувствительный элемент (плёнку или матрицу). То есть фотография — это зафиксированная проекция отраженных от объекта съёмки лучей света.
Понимание того, как лучи поведут себя в тех или иных условиях, играет важную роль в художественности фотографии. Ведь для шикарного кадра недостаточно только хорошей освещённости. Фотографы к свету должны быть внимательны, они должны его видеть, как бы это странно ни звучало, и уметь его «заарканить». То есть поймать и правильно использовать.
Если говорить об искусственном освещение, то тут всё понятно — оно у нас в руках, и мы можем им руководить и ставить его так, как нам необходимо. А вот естественное освещение надо видеть, точнее, уметь замечать его нюансы, свето-теневые рисунки, и использовать их.
Так как же это сделать и для чего?
Передача фактуры
![Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе](https://i.wfolio.ru/x/tQAWzKsAjhn0_eHGMoWBFzIGoAi1_weA/uMowuZAvFtekMC-cX1Ero8ssCgvc_6iP/6szCGS-toaGHfwG9HiJii3EiH7Azc5Lm/rRw0fV_SMokHC-vrQkHfZQHstQKAeVul/8Ls9OX2NHSL59c231jMDiW-ZG6TiPcan/6LtCIevwORo.png)
Это очень хорошо просматривается в снимках архитектуры с декоративными элементами. Для передачи рельефа, например, лепнины, необходим боковой свет. Идеальное время съёмки для этого — до обеда или после, когда Солнце не в зените, светит немного сбоку и даёт длинные тени.
Сюжет снимка
![Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе](https://i.wfolio.ru/x/tQAWzKsAjhn0_eHGMoWBFzIGoAi1_weA/uMowuZAvFtekMC-cX1Ero8ssCgvc_6iP/6szCGS-toaGHfwG9HiJii_nFIwjlExKY/6tK1VA15TAvXvdh68USDSegmDorDXCf8/sh3CVYX2zCy8woLnX-jbmlc8R0DtH7qT/PlnKEnPdHqg.png)
Такие решения очень выгодны в чёрно-белой фотографии — они создают графичность. И для этого в первую очередь нужна наша наблюдательность. Заметить интересный свето-теневой рисунок в окружающей нас среде, создать с его помощью сюжет и вовремя сфотографировать — вот, что необходимо сделать. Почему делается акцент на «вовремя»? Солнечным лучам свойственно менять своё направление относительно объекта съёмки из-за вращения Земли — и через пять минут мы можем получить совсем другой рисунок света.
Акцент
![Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе](https://i.wfolio.ru/x/tQAWzKsAjhn0_eHGMoWBFzIGoAi1_weA/uMowuZAvFtekMC-cX1Ero8ssCgvc_6iP/6szCGS-toaGHfwG9HiJii-VnPDred0a9/CeDZbNj5Q4RKLIPTVaMbprMCs4kOElL5/GDE1N11wcl_GjBGusa_CYJWI98-GWEIO/ws3BOXQFDqs.png)
Луч света может падать на предмет, освещая его и выделяя от общего плана. Например, как на этом снимке солнечный луч освещает дерево на фоне грозового неба, создавая контраст. Такое «локальное» освещение можно наблюдать летом перед грозой.
Решающий момент
![Ловцы света. Пашунеску Ксения: Фотограф | Фотосессия в Анапе](https://i.wfolio.ru/x/tQAWzKsAjhn0_eHGMoWBFzIGoAi1_weA/uMowuZAvFtekMC-cX1Ero8ssCgvc_6iP/6szCGS-toaGHfwG9HiJii3-zF4eJDlWn/65u7ZlKg3Tvd_qMpLE9uA2W-VONZvBm7/vAfh97w805Mjg2z2dEMD6XybuTwzHQqe/Ff956_j-bFM.png)
Горный пейзаж прекрасен сам по себе. И, казалось бы, можно не заморачиваться с его съёмкой. Но так ли это? Альпийские луга со световыми пятнами не выглядят ли интереснее лугов с ровной освещённостью? Если хочется добавить именно такую «изюминку» в горный пейзаж, нужно снимать в определенных условиях (переменная облачность) и поймать нужные световые пятна на лугах.
Луч света может падать на предмет, освещая его и выделяя от общего плана. Например, как на этом снимке солнечный луч освещает дерево на фоне грозового неба, создавая контраст. Такое «локальное» освещение можно наблюдать летом перед грозой.
Я представила немного примеров, но по ним можно понять, в каком направлении двигаться. Резюмируя скажу ещё раз, что основная задача фотографа для захватывающих снимков — это умение видеть свет и работать с ним. Смотрите вокруг себя, замечайте интересные свето-теневые рисунки. Если не удаётся сразу снять сюжет с необходимой освещённостью, то запомните время, когда свет падал именно так, и прийдите в другой день. Не ленитесь снимать на рассвете: только предрассветный свет имеет такие нежные оттенки, а боковые лучи восходящего Солнца — длинные тени, подчёркивающие рельеф.
Задайтесь целью видеть свет — и вас это захватит.