В этой статье хочу рассказать об одном важном и любимым мной выразительном средстве — передаче фактуры. Именно оно способно погрузить нас полностью в мир снимка. А разнообразие фактур в композиции добавляет глубины и лоска, делает её богаче.
Фактуре всегда уделяли особое внимание художники. Мало просто изобразить предмет, нужно это сделать так, чтобы по взгляду на него было понятно, какой он на ощупь. Наше восприятие мира неполноценно без тактильных ощущений. Поэтому, имея определённые нейронные связи в мозгу, мы можем описать предмет по его изображению. И именно это свойство создаёт для нас эффект «полного присутствия».
Реалистичность изображения или «погружённость в снимок»
В книге «Основы композиции в фотографии» Лидия Павловна Дыко пишет о передаче фактуры следующее:
«Реалистическое изображение действительности выразительными средствами искусства связано с обязательной передачей фактур реального мира. Убедительно переданная фактура увеличивает сходство снимка с оригиналом и дает возможность зрителю, рассматривающему картину или снимок, получить точное представление о предмете, об объекте съемки.
Достаточно вспомнить такие произведения живописи, как «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова с мастерским изображением поверхности парчи, бархата и снега, развороченного полозьями саней, на первом плане; или «Пруд в парке» В. Д. Поленова с тонкой передачей поверхности воды и пр., чтобы понять все значение правдивого изображения фактуры в произведении реалистического искусства. Изображение фактур здесь не является некой самоцелью, а служит лишь одним из средств правдивого изображения реального мира.»
Как я уже писала выше: разнообразие фактур делает снимок выразительнее, богаче. В портретной фотографии также не стоит пренебрегать передачей фактуры, потому что она может подчеркнуть внешность модели или же будет выступать одним из элементов композиции (об этом я буду писать отдельную статью).
Фактура в интерьерных снимках
Если говорить именно об интерьерном снимке, то одна из основных его задач — это передача фактуры всех элементов. Обязательно нужно учитывать характер освещения. Лучше всего использовать естественный свет от окна (или создать его имитацию), так как его боковые лучи подчеркнут весь микрорельеф поверхностей.
То же самое можно сказать и про портрет в интерьере. Конечно, здесь меняется основная задача, но передача фактуры элементов декора будет второстепенной, так как дополнит образ модели и передаст атмосферу.
Возможно, всё вышеописанное выглядит как субъективное мнение тактильного человека, коим я и являюсь. Но я не представляю фотографию без реалистичной передачи окружающих нас предметов. Если фотограф делает снимок, он хочет, чтобы зритель погрузился в него полностью. Для этого и необходимо одно из важных выразительных средств — правильная передача фактуры.
P. S. Подробнее о том, каких типов бывает фактура, какое освещение лучше использовать для её передачи, а также о других выразительных средствах и композиционных приёмах я расскажу в бесплатном видеокурсе ФотоТеория, который я уже готовлю.