Фактура - одно из выразительных средств фотографии и живописи, поэтому должно присутствовать во всех жанрах. В портрете хоть и основная суть - передача личности модели, фактура поможет это усилить.
Все люди разные. Разной внешности и разных характеров. И создают разное впечатление. Передать это в портрете можно с помощью одного из выразительных средств - фактуры, гармонично добавляя в кадр предметы.
С помощью фактуры мы можем передать элегантность человека, аристократизм, силу, тредость или, наоборот, мягкость, воздушность, небрежность.
Бывает так, что перед нами находится очень фактурный человек. У него либо много веснушек на лице, либо волосы жёсткие и вьющиеся в мелкий "барашек", либо от возраста он имеет глубокие морщины. Например, у Альберто Джакометти, скульптора, которого сфотографировал Анри Картье-Брессон (заглавное фото статьи), очень фактурная, "шершавая" внешность - морщины и непослушные волосы. И чтобы сделать на этом акцент, Брессон приходит к интересному трюку - добавляет такую же "шершавую" фактуру на фон и во второстепенные предметы: стена, фактурный пиджак, мятая газета. Это - гармония, и она в целом создаёт определенное впечатление о портретируемом человеке - небрежность, некая помятость, которая зачастую присуща творческим людям. Заметьте, не всем, но многим.
Питер Линдберг в портрете Мариикарлы Босконо сделал, по сути, то же самое. Усилил её внешность за счёт фактурных вещей. Получилось небрежно и живо.
Кстати, подобными схемами пользуются и фотографы глянцевых журналов, когда нужно создать гламурный "лаковый" образ: блеск шелка, например, будет гармонично смотреться с гладкой кожей и такими же гладкими, идеально уложенными волосами.
Всегда нужно внимательно смотреть на человека, которого мы собираемся фотографировать, отмечать его внешность и подчёркивать её. Конечно, если мы хотим создать портрет, который зацепит взгляд зрителя.
Хотелось бы сказать ещё пару слов о гармонии фактур. Как раз на примере модели Мариикарлы Босконо.
Первое фото - работа Питера Линдберга. Он был сторонником естественности, считал, что женщин неоправданно приукрашивают. Пластика, ретушь, идеально вылезанный образ - Линдберг был против всего этого, и считал женщин (за что ему отдельное спасибо) привлекательными в их натуральности.
На втором фото Мариякарла Босконо снята в образе для какого-то фэшн-журнала. На ней атласная одежда, блики на складках которой хорошо рифмуются с бликами на волосах. Кожа такая же гладкая, как и атлас пальто (или жакета).
Если совместить эти два образа, но так, чтобы "натуральная" Босконо была в гладкой одежде, а "гладкая" (простите за такой эпитет) - в мохнатой одежде, то создастся визуальный диссонанс. И первое впечатление, глядя на эти фото, будет - "что-то тут не так". Эти две фотографии идеальны именно в своей гармонии фактур.
Будьте наблюдательны и творите! ♥️